олимпиада школьников
ШКОЛЬНЫЙэтап
Русский язык
10 - 11 класс
Общее время выполнения работы — 180 минут (3 часа)
1 задание.
В.И. Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами вы предполагаете заменить следующие слова:
Абстрактный, моральный, оригинальный, пресс, регламент.
Количество баллов- 5
2 задание
Распределите данные слова в две группы, учитывая состав слов. Каков принцип распределения?
Ничком, гастроном, столом, (в) красном, мимолётом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.
Количество баллов- 4
3 задание
Выберите правильную форму управления
Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос).
Количество баллов- 7
4 задание
В приведенных ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочеты. Исправьте предложения.
Количество баллов- 3
5 задание
Установите, какой частью речи является выделенное слово.
Количество баллов- 6
6 задание
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлестова, говорит о Чацком: «Чай, пил не по летам». Однако в одном из изданий книги в этом предложении была допущена опечатка. Ученик, которому в руки попала эта книга, спросил учителя: Что же предосудительного в том, что Чацкий пил?» Какая опечатка была допущена в книге? Какой смысл прибрела реплика?
Количество баллов- 2
7 задание
Что выражается формами повелительного наклонения в следующих предложениях:
Количество баллов- 5
8 задание
Какие известные фразеологизмы обыграны в следующих высказываниях? Какой стилистический прием использован в предложениях?
- Мы рановато укладываемся дрыхнуть на дешёвеньких лаврах.
- У ребенка что на уме, то и на карандаше.
- Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу.
- Солнце пялило свои лучи во все стороны.
Количество баллов- 5
9 задание
Решите орфографическую задачу: -н- или –нн-? Объясните написание.
Хозяйка принесла нам кваше…ую капусту, дли…о и мелко пореза…ую, с изюмом, солё..е помидоры и грибы. (Б. А. Можаев)
Количество баллов- 4
10 задания
Прочитайте предложения из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
- Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.
- Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…
- Горе нам, бедным теряющим речь, увы;
- Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;
- Учат сторожевые рычать по-английски львы;
- Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
Количество баллов- 15