Среда, 21.11.2018, 05:50
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Средняя школа № 68" г.Дзержинска

Меню сайта
Сетевичок
Поиск

Школьный тур олимпиады по литературе для 9 класса

олимпиада школьников

ШКОЛЬНЫЙэтап

2010 / 2011 учебный год

 

Литература

9 класс

                                                                                                 

 

Общее время выполнения работы — 150 минут (2,5 часа)

 

Задание № 1

Эти строки А.С. Пушкина посвящена трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов):

 

А)

Сатирик и поэт любовный,

Наш Аристип и Асмодей…

Писатель нежный, тонкий, острый

 

Б)

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он офицер гусарский.

 

В)

Тебе певцу, тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне…

 

Варианты ответов: Александр I, П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев.

Количество баллов – 3.

 

 

Задание 2

Определите писателя по биографическим фактам.

 

А)

Его обучил грамоте дьячок С. Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Б)

Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу,  увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.

В)

Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева,  был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».

 

Количество баллов – 3.

 

 

Задание 3

Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы.

Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику. Ответ запишите в виде 4 формулировок в той же последовательности, в которой поставлены вопросы.

Например: А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.

 

А)

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

Б)

Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие  нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.

В)

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая,  румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Г)

Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне , и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».

 

Количество баллов – 4.

 

 

Задание 4

Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например: 2в — Н. Карамзин.

 

 

а

б

в

г

1

Но не в силе Бог, а в правде

Александр Невский

«Житие Александра Невского»

2

Ибо и крестьянки любить умеют

Н. Карамзин

3

И дым отечества нам сладок и приятен

А. Грибоедов

4

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

 

Количество баллов – 3.

 

 

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

 

а)     Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б)    Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в)    Рифма — обязательно условия стихотворной речи.

г)     Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д)    Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е)     Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

 

Количество баллов – 6.

 

 

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

 

Задание 6

Прчитайте стихотворение М.Ю. Леромонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.)

 

***

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;

 

Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,

 

И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

1838

 

Количество баллов – 10.

Copyright MyCorp © 2018
Хостинг от uCoz